ШАГАЛ, Марк.
АГАФОНОВ, Николай. (Agafonov, Nickolas., 1955-)
АГАФОНОВА, Лилия. (Agafonova, Liliya., 1957-2010)
АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
АРАКЧЕЕВ, Борис. (Arakcheev, Boris., 1926-2013)
АСТАПОВИЧ, Аркадий. (Astapovich, Arcady., 1896-1941)
АСТАШОНОК, Геннадий. (Astashonok, Gennady., 1955-2012)
АХРЕМЧИК, Иван. (Akhremchik, Ivan., 1903-1971)
БАКСТ, Лев. (Bakst, Lev., 1866-1924)
БАРАНОВСКИЙ, Анатолий. (Baranovskiy, Anatoliy., 1937-2017)
БАСОВ, Израиль. (Basov, Israel., 1918-1994)
БОГША, Лазарь. (Bogsha, Lazar., )
БРАЗЕР, Абрам. (Brazer, Abram., 1892-1942)
БРЖОЗОВСКИЙ, Генрих. (Brzhozovsky, Genrikh., 1912-2008)
БУЩИК, Николай. (Bushchik, Nikolay., 1948-)
БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд. (Bjalynitsky-Birulya, Vitold., 1872-1957)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВАЩЕНКО, Гавриил. (Vashchenko, Gavriil., 1928-2014)
ВАЩЕНКО, Максим. (Vashchenko, Maxim., -1708)
ВОЙЧЕНКО, Сергей. (Vojchenko, Sergey., 1955-2004)
ВОЛКОВ, Валентин . (Volkov, Valentine., 1881-1964)
ГОМОНОВ, Леонид (Gomonov, Leonid, 1953-)
ГОРАВСКИЙ, Аполлинарий. (Goravsky, Apollinary., 1833-1900)
ГРОМЫКО, Виктор. (Gromyko, Victor., 1923-2019)
ГУБАРЕВ, Валентин. (Gubarev, Valentin., 1948-)
ДАМЕЛЬ, Ян. (Damel, Jan., 1780-1840)
ДАНЦИГ, Май. (Danzig, May., 1930-2017)
ДРОЗДОВИЧ, Язеп. (Drozdovich, Jazep., 1888-1954)
ЖИГИМОНТ, Светлана. (Zhigimont, Svetlana., 1968-)
ЖОЛТОК, Валериана. (Zholtock, Valeriana., 1919-2000)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗАБОРОВ, Борис. (Zaborov, Boris., 1935-2021)
ЗАЙЦЕВ, Евгений. (Zaitsev, Evgeniy., 1908-1992)
ЗАРЯНКО, Сергей. (Zaryanko, Sergey., 1818-1871)
ИСАЧЁВ, Александр. (Isachev, Alexander., 1955-1987)
КАРНИЦКИЙ, Антон. (Karnitsky, Anton., 1912-1944)
КАТКОВ, Сергей. (Katkov, Sergey., 1911-1976)
КАШКУРЕВИЧ, Арлен. (Kashkurevich, Arlen., 1929-2013)
КИШ, Елена. (Kish, Elena., 1889-1949)
КИЩЕНКО, Александр. (Kishchenko, Alexander., 1933-1997)
КРУГЕР, Яков. (Kruger, Yakov., 1869-1940)
КУДРЕВИЧ, Владимир. (Kudrevich, Vladimir., 1884-1957)
КУЛИК, Евгений. (Kulik, Evgeniy., 1937-2002)
ЛЕЙБОВИЧ, Гирш. (Lejbowicz, Hirsz., 1700-1786)
ЛИТВИНОВА, Зоя. (Litvinova, Zoe., 1938-)
МАЗЕЛЬ, Рувим. (Mazel, Ruvim., 1890-1967)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАЛЕВИЧ, Казимир. (Malevich, Kazimir., 1878-1935)
МАЛИШЕВСКИЙ, Альгерд. (Maliszewski, Algerd., 1922-1989)
МАРОЧКИН, Алексей. (Marochkin, Alexey., 1940-)
МАСЛЕННИКОВ, Павел. (Maslennikov, Pavel., 1914-1995)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПОПЛАВСКИЙ, Георгий. (Poplavsky, Georgy. , 1931-2017)
ПЭН, Иегуда. (Pen, Yehuda., 1854-1937)
РАН, Лазарь. (Ran, Lazar., 1909-1989)
РОДИН, Александр. (Rodin, Alexander., 1947-2022)
РОМАНЮК, Михась. (Romanyuk, Mikhas., 1944-1997)
РУСЕЦКИЙ, Канут. (Rusetsky, Kanut., 1801-1860)
РУСОВА, Людмила. (Rusova, Ludmila., 1954-2010)
РУСТЕМ, Ян. (Rustem, Jan., 1762-1835)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
САВИЦКИЙ, Михаил. (Savitsky, Mikhail., 1922-2010)
СЕЛЕЩУК, Николай. (Seleshchuk, Nikolay., 1947-1996)
СЕРГИЕВИЧ, Петр. (Sergievich, Peter., 1900-1984)
СИЛИВАНОВИЧ, Никодим. (Silivanovich, Nikodim., 1834-1919)
СКОРИНА, Франциск. (Skorina, Franсisk., 1490-1551)
СЛАУК, Валерий. (Slauk, Valery., 1947-)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТАНЮТА, Михаил. (Stanyuta, Mikhail., 1881-1974)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУТИН, Хаим. (Soutine, Chaim., 1893-1943)
СУХОВЕРХОВ, Владимир. (Suhoverhov, Vladimir., 1908-1977)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЧАСТНАЯ, Нинель. (Schastnaja, Ninel., 1933-2013)
ТАРАСЕВИЧ, Александр. (Tarasevich, Alexander., 1640-1727)
ТИХОНОВИЧ, Евгений. (Tihonovich, Evgeniy., 1911-2005)
ТЫЧИНА, Анатолий. (Tychina, Anatoly., 1897-1986)
ТЮРИН, Вячеслав. (Tyurin, Vyacheslav., 1939-)
ФИЛИППОВИЧ, Михаил. (Filippovich, Mikhail., 1896-1947)
ХОДОСЕВИЧ-ЛЕЖЕ, Надежда. (Khodasevich-Leger, Nadezhda., 1902-1982)
ХРУЦКИЙ, Иван. (Khrutsky, Ivan., 1810-1885)
ЦВИРКО, Виталий. (Tsvirko, Vitaliy., 1913-1993)
ЧЕМОДУРОВ, Евгений. (Chemodurov, Evgeniy., 1914-2006)
ЧЕРНЯВСКИЙ, Георгий. (Chernyavskiy, George., 1909-1985)
ШАГАЛ, Марк. (Chagall, Marc., 1887-1985)
ШАРАНГОВИЧ, Василий. (Sharangovich, Vasiliy., 1939-2021)
ШРЕТТЕР, Иоганн. (Shretter, John., )
ЩЕМЕЛЁВ, Леонид. (Shchemelyov, Leonid., 1923-2021)
|
ШАГАЛ, Марк
ШАГАЛ, Марк. Над городом. 1914-1918 гг.
ШАГАЛ, Марк. Blue-Angel.
ШАГАЛ, Марк. Вид из окна.
ШАГАЛ, Марк. Всадница. 1931 г.
ШАГАЛ, Марк. Музыка. 1920 г.
ШАГАЛ, Марк.
(Chagall, Marc., 1887-1985) российский и французский еврейский художник и поэт, один из самых известных представителей художественного авангарда XX в. Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в еврейской семье торговца в местечке Лиозно близ Витебска. С 1900 по 1905 гг. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой - Беллой Розенфельд. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. Пэна, затем переехал в Петербург и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. Рерих. Учился в Петербурге у Л. Бакста и др. (1907-1909 гг.). Одним из первых заметил, выделил и стал покровителем начинающего Шагала известный русский юрист и общественный деятель М. Винавер. Именно он осенью 1910 г. предоставил Шагалу стипендию в размере 125 франков в месяц для продолжения учебы во Франции. В 1910-1914 гг. жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В Париже продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал полюбил сразу и безотвратно, называя его "второй Витебск". Поселился в "общежитии" нищей богемы Монпарнаса - знаменитом двенадцатиугольном "Улье". Познакомился со всеми - М. Жакобом, Г. Аполлинером, критиком Канудо, Б. Сандраром. В работах этого периода уже чувствуется влияние Пикассо, Матисса и др., хотя уже тогда творчество Шагала носит печать яркой и неповторимой индивидуальности. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время "вечные" ("Суббота", 1910 г.). Со временем на первый план выходит тема любви художника к своей первой жене - Белле ("Над городом", 1914-1918 гг.). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма ("Ворота еврейского кладбища", 1917 г.). Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен ("Я и деревня", 1911 г.; "Автопортрет с семью пальцами", 1911-1912 г.) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма. До конца жизни в его творчестве прослеживались "витебские" мотивы. Его работы начинают выставляться в Париже. В 1914 г. Шагалу устраивают персональную выставку в Берлине. В 1914-1922 гг. - в России. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Рассчитывал на три месяца, но остался на 10 лет: война, революция… 25 июля 1915 г. состоялась свадьба художника с Беллой (дочерью богатого ювелира). В сентябре 1915 г. Шагал уезжает в Петербург (к тому времени переименованный в Петроград), поступает на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 г. Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 г. с семьей возвращается в Витебск. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии, руководил Школой искусства в Витебске. В 1920 г. Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. Эфроса устраивается работать в Еврейский камерный театр. В 1921 г. художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии "III Интернационал" для беспризорников в Малаховке. В 1922 г. вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 г. по приглашению А. Воллара семья Шагала уезжает в Париж. В 1937 г. Шагал получает французское гражданство. Произведениям Шагала присуще алогичное расположение предметов в ирреальном пространстве, эскизность и неопределённость рисунка, фантастичность и яркость цветового строя ("Я и деревня", 1911 г.; "Над Витебском", 1914 г.). Шагал иллюстрировал "Мёртвые души" Н. Гоголя (офорт, 1923-1927 гг.), Библию (литография, 1931-1936 гг.). Шагал - автор ряда декоративных произведений - панно для Камерного еврейского театра в Москве (1920 г.), оформление балета "Жар-птица" И. Стравинского в постановке Дж. Баланчина (1944-1945 гг.), эскизы витражей для собора в Меце (1958 г.). В 1941 г. руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 г. семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. Узнав о страшной судьбе родного города, который за три года немецко-фашистской оккупации был почти полностью разрушен и потерял все население, Шагал написал "Письмо моему родному Витебску", которое было опубликовано в 1944 г. в одной из американских еврейских газет. В 1944 г. умирает жена художника, Белла. Роман с В. Макнилл-Хаггард - у них родился сын. В 1947 г. Шагал возвращается во Францию. В 1952 г. женится на В. Бродской. Второй брак был счастливым, но музой оставалась только Белла. В 1973 г. художник приезжает в СССР по приглашению советского министерства культуры. Посещает Москву и Ленинград, проводит выставку в Третьяковской галерее, дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. Пушкина свои работы, но в Витебск не едет, боится прошлого… С 1955 г. началась работа над "Библией Шагала" – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957-1958 гг.; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 г.; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969-1970 гг.; собора в Реймсе, 1974 г.; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976-1981 гг.; и др.). Эти произведения радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. К середине XX в. его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950 г.) – получил мировое признание. Шагал скончался в прованском г. Сен-Поль-де-Ванс. За свой долгий век (прожил 98 лет) Марк Шагал многое познал: неудачи и успех, полуголодное существование и материальное благополучие, равнодушие и всемирную славу. Только одного при жизни он был полностью лишен - признания на родине. И очень из-за этого страдал. Но времена меняются. В январе 1991 г. прошли первые Шагаловские дни. В следующем году на Покровской улице открыт памятник художнику, а на его домике - мемориальная доска. Проводятся в Витебске Шагаловские пленэры и музыкальные фестивали. 1997 г. - первая выставка художника в Белоруссии. Существует "Комитет Шагала", в состав которого входят четыре наследника Шагала. Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, русский, английский и французский языки. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|